Большое путешествие |
Cтатья размещена с разрешения редакции журнала Автомаркет+Спорт, (оригинал статьи) |
LAND CRUISER 100
Малое море как полигон для внедорожных ралли-трофи привлекает все больше любителей
приключений. Совсем недавно вокруг Байкала прошла экспедиция московских туристов на
специально подготовленных к таким путешествиям и, как принято считать, оптимальных для комфортного передвижения по пересеченной местности Toyota Land Cruiser 100.
Автомобили были оборудованы
лебедками, с усиленной подвеской, двумя
газовыми амортизаторами на каждое переднее
колесо и специальными колесами с широкой
резиной. Для повышения проходимости были
демонтированы подножки и запасное колесо,
штатное крепление которого предусмотрено
снизу кузова (что мешает на крутых буграх и
на грязи). Особых препятствий для таких
машин на дороге по побережью Малого моря
нет, тем не менее в первый же день на
испытательном маршруте по прибрежным
валунам байкальского пляжа один из Land Cruiser
намертво встал после первых 30 минут езды:
педаль сцепления проваливалась, в
двигателе что-то ужасно скрежетало, и
практически новая машина (пробег —
350 км.) не трогалась с места. Определить в
полевых условиях, без разборки двигателя,
причины поломки не удалось. Высказывались
предположения, что, возможно, срезало
межосевой дифференциал, разрушилась
корзина сцепления вместе с диском, или
разрушилась коробка передач. Неожиданная
поломка на новом «короле
внедорожников» казалась
необъяснимой и неуместной. Провести
диагностику и ремонт в «полевых
условиях» было
невозможно. Машину необходимо было
буксировать по горной дороге, а затем по
побережью Малого моря практически до
Иркутска. При этом отремонтированная она
требовалась уже на следующий день. В этой
чрезвычайной ситуации, грозящей срывом
графика экспедиции, выручил... спутниковый
телефон. В считанные минуты была
разработана схема эвакуации: удалось
связаться с Иркутским Toyota-центром,
договориться о ремонте и вызове эвакуатора.
Замечу, что в целом услуги эвакуатора от
Еланцов до города обошлись в 8000 руб., причем
пробег с Land Cruiser обошелся в 22,5 руб. за 1 км
пробега
Неисправный Land Cruiser прицепили
мягким десятиметровым фалом к другому
такому автомобилю и при свете фар, ночью
потащили по довольно тяжелой дороге с
крупными валунами и бродами по берегу
Малого моря навстречу вышедшему из
Иркутска эвакуатору.
|
Местность
Зама, откуда буксировалась машина,
находится в 340 км от Иркутска —
это красивая и обширная наносная
луговая равнина на берегу Байкала, напротив
северной оконечности острова Ольхон. Рядом
располагается полуостров Арал с остатками
древнего курыканского сторожевого поста, с
сохранившимися до наших дней следами
развалившихся каменных стен. Название «Зама»
связано с преданием. Когда предки
ольхонских бурят в XVII-XVIII вв. расселялись по
берегу Байкала, то путь на север им
преградили горы. Тогда буряты якобы
воскликнули «Зам
унгэрээ», т.е. дорога
иссякла, кончилась, и заложили поселение. От
поселка Зама через перевал ведет старая
дорога на золотые прииски Правой Иликты и
на р. Чанчур, приток р. Лена. По этой дороге в
1990 г. из Качуга на берег Байкала прошел
автопробег Camel Trophy. Сейчас дорога до
местности Зама по берегу Байкала стала
заметно накатанной и лучше, большие валуны
постепенно укатаны тяжелыми грузовиками в
грунт. Каменистый грунт не дает расширяться
колее и можно ехать достаточно уверенно.
Перевал через гору Зундук, на
вершине которой немного красный мрамор —
буровщину, стал более проходим. Всего
пять-шесть лет назад здесь было тяжело
проехать после дождей из-за сильных
размывов и глубоких оврагов на дороге.
Сегодня по этой дороге ежедневно проходят
машины, и мы уверенно движемся, несмотря на
ночь, двухтонный вес прицепленного сзади Land
Cruiser и узкую лесную дорогу через перевал, по
накатанному следу, не обращая внимания на
лужи и глубокий овраг рядом с дорогой.
Только дважды, на крутых подъемах пришлось
включить пониженную передачу, всю
остальную дорогу мы прошли с буксируемой
машиной на второй и третьей передаче, со
скоростью 30-40 км/час.
|
В
большинстве автомобильных экспедиций
сейчас, как правило, используются
радиостанции, облегчающие движение конвоя.
Ведущая машина с более опытным водителем на
трассе помогает сзади идущим машинам
осуществлять обгоны на закрытых поворотах,
сообщая по рации об отсутствии встречных.
Во время движения можно непрерывно
переговариваться и не тратить время на
ненужные остановки. Включенные рации
помогали и при буксировке. Водитель
буксируемой машины регулировал скорость,
периодически сообщая о том, что скорость
буксировки надо снизить, так как вылетающие
из-под колес камни начинают его
бомбардировать. На багажнике машины были
установлены дополнительные, мощные фары Hella
по 100 ватт каждая, и если включить все
освещение сразу вместе со штатным, дальним
светом фар, генератор не справляется с
нагрузкой, и аккумулятор может быстро
разрядиться. Верхние фары на багажнике
установлены на новейшей модели с
гирокомпаксной лампой и функцией
поворотной подсветки. В фаре имеется
боковая лампа, которая дополнительно
загорается на поворотах, освещая обочину,
при наклоне машины и вхождении в правый или
в левый поворот.
Когда дорога была не сложной, я
развлекался, отслеживая свет этих ламп при
вхождении в повороты. Несколько раз в свете
фар мелькнули быстро убегающие в чащобу
леса пушистые белые зайцы. Особенно свет
верхних фар оказался удобным при езде по
лесным дорогам с близко стоящими деревьями
и ветками над головой и для поиска
поворотов на лесных дорогах. При остановках
нам помогали с освещением налобные
светодиодные фонарики, дающие устойчивый
свет на расстояние до 5 метров без смены
батареек до 12 часов и более слабое
освещение до 150 часов. С такими фонариками
на голове было удобно доливать топливо из
канистр в бензобак.
Болотистая
низина Улан-Ханского мыса в 40 км от поворота
с гравийной дороги на Черноруд была залита
водой только в одном месте —
глубокий брод с твердым грунтом мы
проходим с ходу, благо накануне мы уже
проезжали по нему и знали, что его
пересекают по диагонали слева направо.
Встреча с эвакуатором из
Иркутска произошла уже на асфальте, на
въезде в пос. Еланцы. Быстро погрузив
неисправный автомобиль на эвакуатор, мы
развернулись и уже по знакомой дороге за
рекордные 2 часа 15 минут вернулись ближе к
утру снова на турбазу Зама. К обеду прибыл и
отремонтированный в Toyota-центре Land Cruiser.
Оказалось, что у него полностью разрушилось
сцепление. Диагноз был следующий: при всех
заблокированных дифференциалах сцепление
бросалось чуть ли не на полном газу, и при
резком повороте скорость иногда достигала
40 км/ час. С включенными блокировками
скорость не должна превышать 8 км/час (рекомендовано
инструкцией по эксплуатации), в противном
случае нагрузки на трансмиссию
запредельные. Вот и не выдержало сцепление,
обломки которого выпали наружу. При таких
же условиях эксплуатации на Mitsubishi Pajero
разрывается коробка передач, а на Land Rover
срезает шлицы ведущего вала. Поэтому в
техническом описании автомобилей
рекомендовано включать дифференциалы
только на трудных участках по грязи и глине.
В каждом путешествии, как бы
тщательно его не готовили, неизбежны
маленькие дорожные приключения. Это
нормально, и подобные события в рассказах
часто становятся главной интригой.
|
На
следующий день во время движения колонны
случилась вторая, теперь кажущаяся
незначительной, неприятность. В плотном
дыму близко полыхающего пожара
заскрежетало левое колесо одного из Land Cruiser.
Скрежет на ходу был слышен всем. Обычно
такой звук сопровождает разрушение
подшипника, но беглый осмотр колеса (ступица
была холодной) позволял надеяться на
попадание камня между грязевым щитком и
тормозным диском, это бывает крайне редко и
не вызывает поломки. Нам повезло —
все закончилось извлечением камня из
колеса. Обычно камушек от тряски и трения со
временем истирается и вываливается сам, но
наш не хотел вываливаться, несмотря на
движения задним ходом и резкие торможения.
Сильный скрежет не прекращался, поэтому
сразу после преодоления дымного участка мы
решили накоротке остановиться, чтобы
быстро сбросить колесо, отремонтироваться
и продолжить путь. Остановка затянулась на
1,5 часа. Специально для таких ситуаций на
каждом багажнике Land Cruiser был прикреплен,
широко рекламируемый, мощный
полутораметровый домкрат Hiqh Jacks, стоимостью
2999 руб., позволяющий при необходимости,
например, на ралли в песках за считанные
минуты поднять и мгновенно после ремонта
опустить машину. Так и было —
мы быстро подняли перед машины до
отрыва от земли обоих передних колес, нашли
камень между грязевым щитком и тормозным
диском, удалили его отверткой, набросили
колесо обратно и не смогли заставить
домкрат опустить машину. Весьма долго весь
состав экспедиции перепробовал все
возможные варианты перевода защелки на
домкрате на опускание — домкрат
только работал на поднятие. Мы взяли второй
домкрат, подняли им машину еще выше,
освободили первый домкрат и опять... не
смогли опустить машину. Оба домкрата
заклинивало при опускании. В результате
полуторачасовых усилий машину все-таки
удалось опустить на колеса и освободиться
от «фирменных»
домкратов.
|
А
после целый день мы гнали по асфальту до
Улан-Удэ. На 465 км дороги ушел практически
полный 90-литровый топливный бак на каждом
Land Cruiser, расход 18-19 литров на 100 км пробега. На
АЗС перед Улан-Удэ произошла встреча с
экспедицией иркутян и представителей
завода из Нижнего Новгорода,
возвращающихся из Монголии. Эта экспедиция
заслуживает небольшого отдельного
рассказа
Сергей ВОЛКОВ.
Фото автора
"Автомаркет+Спорт" №21 30.05.03
|