СТАТЬ СУМОТОРИ

    Sumo

    К сумо в Японии отношение особое. Борьбе этой не менее 2000 лет, а первый поединок сумо, по легенде, произошел между посланцем богини Аматэрасу-омиками по имени Такэмидзути-но и сыном бога Окунинуси, которого звали Такэминаката-но ками. С тех пор сумо считается «зрелищем богов», а стать профессиональным сумотори не зазорно даже для представителей самых знатных родов.

    Флагман линейки внедорожников Toyota Land Cruiser 100, без всяких сомнений, относится к автомобильной аристократии. И, как сын знатного самурайского рода, накачавший вес и мускулы, чтобы выйти на татами в набедренной повязке-тосаги, наш аристократ способен не только шаркать по асфальту, но и отправиться на борьбу с реальным бездорожьем.
    Sumo

    Борца сумо называют рикиси или сумотори. На русский язык это слово можно перевести как «богатырь». Жизнь борца сурова и аскетична. Сумотори просыпается с восходом солнца (а в зимнее время - задолго до восхода). И сразу же начинаются изнурительные, монотонные тренировки. Чтобы хорошо выступать на турнирах, нужно наращивать как мышечную, так и жировую массу («Жизнь борца»).

    С виду этот автомобиль - настоящий гигант! Особенно если учесть, что его длина - пять метров, ширина - более двух, а высота превышает два метра. Полный вес великана достигает почти трех с половиной тонн, что позволяет отнести его к полноразмерным внедорожникам. Для того чтобы такой большой и тяжелый автомобиль уверенно преодолел сложное бездорожье, преграждающее путь к местам охоты и рыбалки, пришлось подвергнуть автомобиль некоторому усовершенствованию.
    Sumo

    Конституция тела, разумеется, предопределена наследственностью, но природу иногда удается немножко обмануть. Если мышечная масса накачивается в результате многочасовых тренировок, то нарастить жир удается при помощи продуманной десятилетиями диеты.

    Первым делом была проведена «операция на сердце». Штатный атмосферный дизель развивает всего 130 л. с., и на него установили тюнинговую турбину с интеркулером, что заметно улучшило динамику и крутящий момент.
    Sumo

    В день богатырь поедает не менее килограмма тянко и не менее полкило риса. Чтобы пища правильно распределялась по организму, необходим ежедневный послеполуденный сон.

    Однако этим решили не ограничиваться. Нашему герою предстояло путешествовать по местности с большим количеством болот и песка. Поэтому на автомобиль решили установить колеса размерностью 38х15 R16, позволяющие увеличить проходимость без вмешательства в трансмиссию.
    Sumo

    Подкрепившись и отдохнув, рикиси снова отправляется на тренировку. До заката он будет до автоматизма отрабатывать различные приемы, учиться терпеть боль и не жалеть себя. Специфика сумо требует от атлета умения твердо стоять на ногах, хорошей координации движений, гибкости (любой высококлассный борец может сесть на шпагат), напористости, молниеносной реакции и смекалки.

    Для установки колес столь большого размера автомобиль пришлось модернизировать - отлифтовать подвеску на 4 дюйма (примерно 100 мм) и кузов на 3 дюйма (примерно 80 мм). В обоих случаях столкнулись с проблемами: лифт подвески на эти машины практически никто из известных производителей не предлагает, а лифт кузова вообще не предусмотрен. Но одна небольшая компания, как выяснилось, все же производит комплекты для четырехдюймового лифта подвески, а с лифтом кузова пришлось Центру внедорожного тюнинга «Клуба 4х4» разбираться самостоятельно. Проблему проставок между рамой и кузовом удалось решить просто: выполнили чертежи и заказали их на заводе. Также пришлось изготовить полностью новые кронштейны крепления переднего и заднего бамперов (кузов-то поднялся относительно рамы) и удлинить рулевой вал и рычаг управления раздаточной коробкой. Длины рычага управления КПП вполне хватило, и он остался прежним. Кроме того, изменили конфигурацию трубопроводов интеркулера и забора воздуха. Однако, несмотря на общую высоту лифта в 7 дюймов, колесные арки не могли вместить «катки» столь большого размера. Поэтому их переделали. Я сознательно избегаю слова «резать», потому что переделывать приходится не только (и не столько) крылья, но и брызговики, что в свою очередь вызвало необходимость в перекомпоновке подкапотного пространства, так как на брызговиках новой формы уже не помещаются некоторые блоки управления и бачки омывателей (например, омывателя фар).
    Sumo

    Молодым борцам бывает очень трудно втянуться в тренировочный процесс. Результатом «рабочего дня» нередко становятся многочисленные ушибы, ссадины и растяжения; подошвы ног стираются до крови. Но самым тяжелым испытанием оказываются вовсе не физические нагрузки.

    Поскольку автомобилю предстояло проводить изрядную толику времени в лесу, возникла необходимость в защите кузовных элементов от повреждения их кустарником и мелкими деревцами, которые могут встретиться на пути. С этой целью «богатырю» приделали стальной передний бампер ARB, а заводской задний бампер «обвязали» стальной трубой, постаравшись при этом не сильно увеличивать свесы. Кроме того, под передним бампером заняли свое место дюралевая защита моторного отсека (от бревен и пеньков) и резиновая (от грязи в моторном отсеке).
    Sumo

    Начинающий спортсмен не имеет практически никаких прав. Зато круг его обязанностей ничем не ограничивается: это и уборка помещений, и приготовление пищи, и стирка белья старших товарищей, и выполнение разного рода мелких поручений. Задания и приказы следует выполнять беспрекословно.

    Поскольку на природе обувь водителя и пассажиров обычно довольно сильно пачкается, заводской ковролин в салоне был заменен на рифленое алюминиевое покрытие. Запасное колесо столь огромного размера никак не умещалось на штатном месте под задним бампером, поэтому его переместили на крышу. Для этого там был установлен багажник Safari, а чтобы до него можно было добраться, на правой створке распашной задней двери заняла свое место лесенка, изготовленная в ЦВТ. На штатное место запасного колеса решили в будущем установить дополнительный топливный бак.
    Sumo

    Судьба сумотори кардинально меняется только с достижением ранга борца категории дзюрё. Если спортсмены низших категорий вынуждены довольствоваться положением бедного родственника (они не имеют постоянного заработка и даже в случае успешного выступления в турнире получают деньги, которых хватает только на карманные расходы), то элитные борцы не только обеспечивают себя, но и превращаются в настоящих добытчиков и кормильцев.

    Самая большая проблема возникла перед коллективом ЦВТ, когда практически все уже было готово к испытанию. Дело в том, что никто не производит для 105-й серии колесных дисков необходимой размерности. После долгой переписки с производителями колес мы решили заказать их на заводе по собственным чертежам - это оказалось и дешевле, и быстрее. И вот наш «богатырь» во всей красе - пора его проверить в деле!

    При средней зарплате в Японии 250 - 300 тысяч иен (2000 - 2400 долларов) рикиси категории дзюрё получают 1 036 000 иен (около 8300 долларов), рядовые-маэгасира - 1 309 000 иен (около 10 500 долларов), комусуби и сэкивакэ - 1 693 000 иен (более 13 500 долларов), озэки - 2 347 000 иен (чуть меньше 20 000 долларов), а йокодзуна - 2 820 000 иен (более 22 500 долларов) в месяц. Кроме того, спортсмены получают дополнительные призовые от спонсоров и премиальные за различные достижения в ходе турнира.

    Первым делом выезжаем на асфальтовую площадку возле клуба. Ну что же, правильно выставленные углы установки передних колес позволили сохранить радиус разворота - машина получилась очень верткой! Едем дальше - уже на улицу. Динамика вполне удовлетворительная: если «продавливаешь» педаль, то турбированный дизель неплохо разгоняет машину, позволяя не отставать от потока легковых машин и даже «выстреливать» в случае необходимости обгона. Хотя, конечно, ощущения гоночной машины нет и в помине - все происходит довольно плавно и размеренно. Увеличившееся плечо обкатки управляемых колес не лучшим образом сказывается на ощущениях «на руле» - при наезде на мелкие кочки руль заметно вздрагивает. Тормоза позволяют уверенно останавливать автомобиль и отличаются только увеличившимся усилием на тормозной педали. Повороты машина проходит уверенно, почти без задержки реагируя на поворот руля, а усиленные пружины и амортизаторы дают возможность делать это еще и почти без обычных для лифтованных автомобилей кренов. На максимальную скорость проверить машину не удалось, но в режиме 100 - 110 километров в час управление не вызывает никаких проблем.

    Неудивительно, что именитые рикиси считаются самыми завидными женихами. В невестах у сумоистов ходят актрисы, ведущие популярных программ, топ-модели, стюардессы и просто писаные красавицы. Как правило, семьи сумотори бывают крепкими.

    Однако пора попробовать самое интересное - как поедет по бездорожью этот «богатырь». Сначала - на проселок! Постоянный полный привод позволяет ехать по скользкой глине очень уверенно. А тюнинговая подвеска, несмотря на тяжелые большие колеса, позволяет с относительным комфортом перемещаться по нему довольно быстро - машину не трясет и не раскачивает. Попробуем заехать в колею от трактора. Сначала у меня были сомнения по поводу возможности выбраться из глубокой колеи - все-таки ширина колес 15 дюймов! Нет, вполне уверенно выехали. Может, колея была недостаточно глубокой? Проверим геометрию. Ага, как раз тестируется внедорожник от Porsche, и вот он при переезде канавы вывесил колесико в полметре от земли! Попробуем за ним. Ищу канаву поглубже - все же со стабилизаторами спереди и сзади наш «богатырь» не может похвастаться «триальной» артикуляцией. Да, мы вывесились! Классическая диагональ - переднее левое и заднее правое колеса висят в воздухе, беспомощно вращаясь. Недвижимость. Но это же Land Cruiser! У нас еще кое-что в запасе имеется - блокировки! Последовательно блокируем задний дифференциал - нет, не помогло, затем передний - и вот она, победа! «Богатырь» напрягся, дрогнул и медленно, но уверенно выехал...

    Жизнь борца оказывается не такой уж и мрачной! И все-таки, наблюдая за рикиси, скромно купающимся в лучах славы, не забывайте, что за спиной у него годы богатырского труда и богатырского терпения.

    Иван ЕВДОКИМОВ
    Фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА

    Источник: Club 4x4 №7 2003